Датчик положения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания необходим для определения момента подачи импульса тока на свечи зажигания. Если датчик неисправен или выходит из строя, двигатель не запускается или не глохнет, когда вы пытаетесь начать движение.
Датчик — единственный компонент электронной системы управления трансмиссией, без которого двигатель не может работать.
Устройство датчика положения коленчатого вала.
- Что такое датчик положения коленвала
- Назначение элемента
- Расположение датчика коленвала
- Принцип работы устройства
- Разновидности ДПКВ
- Датчик Холла
- Магнитный
- Оптический
- Основные признаки неисправности датчика коленвала
- Потеря мощности двигателя
- Повышение расхода топлива
- Появление ошибок
- Искрение
- Отказ двигателя
- Причины неполадок с датчиком коленвала
- Как проверить датчик коленвала
- С помощью омметра
- Диагностическим сканером
- Параметры индуктивности
- С помощью осциллографа
- Проверка мультиметром
- Гаечным ключом
- Способы устранения проблем
- Очистка датчика коленвала
- Обрыв провода
- Обработка контактов
- Полная замена датчика
- 💡 Видео
Видео:Датчики положения коленвала и распредвала. Триггеры.Скачать
Что такое датчик положения коленвала
Классический датчик имеет корпус сложной геометрической формы из химически инертного термостойкого пластика. Конструкционные элементы заполнены составом, защищающим детали от вибрации и воздействия паров топлива, моторного масла и дорожных реагентов.
В корпусе предусмотрено отверстие с металлической втулкой, позволяющее закрепить датчик на картере и подавать отрицательный силовой сигнал от корпуса.
Назначение элемента
Автовладелец, техник самообслуживания или ремонтник должен знать, для чего нужен датчик положения коленчатого вала. Элемент предназначен для постоянного определения положения поршней в цилиндрах по углу поворота коленчатого вала. Чувствительный элемент соединен жгутом с герметичным разъемом к блоку управления двигателем.
Сигналы датчиков позволяют (прямо или косвенно):
- своевременная подача импульсов тока на свечи;
- исправить угол опережения зажигания;
- изменить продолжительность впрыска топлива;
- исправить положение распределительного вала (на двигателях с системой изменения фаз газораспределения).
Расположение датчика коленвала
Если у вас возникли трудности с запуском двигателя, проверьте состояние датчика. Водителю или технику следует выяснить, где находится датчик частоты вращения коленчатого вала.
Датчик положения коленчатого вала расположен на кожухе маховика двигателя автомобиля.
На большинстве двигателей изделие крепится к картеру рядом со шкивом. На некоторых автомобилях (например, на Nissan Laurel C35) элемент располагается на раструбе коробки передач и определяет положение коленчатого вала вдоль зубчатого венца маховика.
Принцип работы устройства
Принцип действия классического индуктивного датчика основан на электромагнитной индукции.
Металлический диск, расположенный на конце вала двигателя, вращается, чередование выступов и впадин вызывает скачки магнитного поля вокруг намагниченного сердечника. В обмотке ДПКВ наводится ток, который фиксируется блоком управления и используется для расчета рабочих параметров.
Видео:Датчики коленвала и распредвала: принцип работы, неисправности и способы диагностики. Часть 11Скачать
Разновидности ДПКВ
Чувствительные элементы встречаются в электрических или поршневых двигателях:
- с использованием эффекта Холла;
- работает по индукционному принципу;
- оснащен оптическими элементами.
Разновидности датчиков положения коленчатого вала.
Датчик Холла
В основе датчика скорости лежит микросхема Холла, размещенная в корпусе с магнитопроводами. Вращающийся диск имеет намагниченные выступы; при отсутствии вращения выходной ток равен нулю. При повороте диска создается переменное напряжение, которое фиксируется контроллером. Элемент обеспечивает повышенную точность измерений, имеет сложную конструкцию и для работы требует питания от внешнего источника.
Магнитный
Датчик синхронизации имеет намагниченный сердечник, вокруг которого установлена катушка. При вращении диска с выступами в обмотке формируются импульсы тока, которые усиливаются и обрабатываются блоком управления.
Магнитный датчик имеет простую конструкцию, не боится грязи и вибраций, не требует питания.
Оптический
Изделие требует излучателя света и приемника, между которыми находится перфорированный диск. Во время вращения луч периодически прерывается, что вызывает формирование импульса напряжения. Программа контроллера учитывает количество сигналов на 1 оборот коленчатого вала, что позволяет точно определять его положение. Не используется в автомобильных двигателях из-за его чувствительности к загрязнениям.
Видео:ДПКВ. Признаки неисправности датчикаСкачать
Основные признаки неисправности датчика коленвала
От того, как работает датчик положения коленчатого вала, зависит возможность запуска силового агрегата. Периодические сбои приводят к повышенному расходу топлива или падениям при попытке ускорения. Так как автомобили с электронным управлением работой двигателя оснащены диагностическим блоком, то в случае выхода из строя деталей в память контроллера заносится код ошибки (тип зависит от производителя автомобиля).
Симптомы, указывающие на возможную неисправность датчика коленвала.
Потеря мощности двигателя
При выходе из строя датчика двигатель может запуститься, но при попытке ускориться вы будете испытывать периодические провалы. Некоторые владельцы отмечают, что неисправность возникает только при резком нажатии на педаль акселератора. Другие водители обращают внимание на появление стука двигателя на высоких оборотах, свидетельствующего о неправильном изменении угла опережения зажигания.
Подобные проблемы возникают при выходе из строя датчика положения дроссельной заслонки; Только компьютерная диагностика поможет выявить неисправные компоненты.
Повышение расхода топлива
Неправильные сигналы управления вызовут выдачу дополнительного топлива через форсунки топливных форсунок. Избыток бензина затрудняет запуск и проникает в полость каталитического нейтрализатора, вызывая ускоренный износ сотового наполнителя. Индикатор Check Engine, расположенный на комбинации приборов, может мигать или загораться. Некоторые владельцы замечают, когда двигатель раскручивает «неровности» в выпускном коллекторе, возникающие в результате неправильного угла опережения зажигания или чрезмерно богатой рабочей смеси.
Появление ошибок
Любая неисправность электроники фиксируется блоком управления в виде читаемого и декодируемого кода с помощью диагностического сканера, подключенного к разъему OBD-II. В автомобилях российского производства (ВАЗ или ГАЗель) или на французском двигателе Peugeot EP6 в память записывается ошибка модуля P0336, что говорит о выходе сигнала за пределы допустимого диапазона. Не исключено, что появится индикация P0335, свидетельствующая о неправильном определении количества зубьев на диске за 1 оборот коленчатого вала. Проблема возникает при повреждении проводки или контактов.
Искрение
При разрыве изоляции кабеля может выскочить небольшая искра, повредив металлический сердечник. Вспышка заметна только в темноте в узком диапазоне оборотов, симптом не очень подходит для признака неисправности датчика положения коленчатого вала.
Отказ двигателя
При обрыве катушки датчика двигатель останавливается, запуск силового агрегата стартером невозможен. Были случаи, когда двигатель издает одиночные вспышки или начинает работать и через 1-2 секунды зависает.
Видео:Датчик положения коленвала: признаки неисправности, как проверитьСкачать
Причины неполадок с датчиком коленвала
Распространенные причины неисправности датчика положения коленчатого вала:
- Увеличивая расстояние между сердечником и диском. Параметр составляет 0,5-1,5 мм и определяется жестко установленным направляющим штифтом или набором сменных шайб.
Во время ремонтных работ или под воздействием вибрации нарушается зазор, что приводит к сбоям в работе датчика.
Проблема усугубляется маслянистой грязью, импульсы тока становятся слабыми и не улавливаются контроллером.
- Повреждение соединительной проводки или окисление контактов из-за дорожных реагентов или конденсата. При нарушении целостности изоляции провод может замыкать на кузов.
- Обрыв обмотки катушки, расположенной внутри индукционного датчика. Причина выхода из строя — вибрация или проникновение влаги через плохо заполненный состав. Вода и реагенты могут повредить активную зону, вызывая отказ датчика или плавающий отказ.
- Повреждение (трещины, изгибы или потеря фрагмента) металлического диска, прикрепленного к передней части вала. На вращающемся элементе может быть участок без 1 зуба, предусмотренный чертежом и определяющий момент преодоления мертвой точки в первом цилиндре. На некоторых двигателях шкив с диском устанавливается через резиновый гаситель крутильных колебаний; при разрушении сустава метки перемещаются.
Видео:Отказ датчика коленвала проявляетсяСкачать
Как проверить датчик коленвала
Для проверки статуса датчика используйте:
- тестовые устройства (измерители сопротивления или диагностические сканеры);
- лабораторное оборудование для определения индуктивности изделия;
- подручные инструменты (например, гаечный ключ или отвертка).
С помощью омметра
Базовый метод основан на проверке целостности катушки с помощью испытательного устройства, переведенного в режим измерения сопротивления. Необходимо отключить вилку, подключить щупы к контактам и сделать схему звуковой.
Проверить датчик коленвала можно с помощью омметра.
Перед началом работы рекомендуется выяснить рабочие параметры датчика; при тестировании большинства поддающихся ремонту моделей датчиков омметр покажет от 550 до 750 Ом. Если значение выше или ниже диапазона допуска, датчик неисправен. Измерение изоляции провода должно показать значение приблизительно 0,5 МОм, что указывает на отсутствие обрыва.
Диагностическим сканером
Перед проверкой датчика коленвала с помощью диагностической аппаратуры необходимо найти разъем OBD-II. Штекер находится под крышкой приборной панели, в перчаточном ящике или под крышкой центральной консоли.
Сканер прочитает память блоков управления и выведет на экран обнаруженные коды, расшифровка поможет определить причину неисправности.
Параметры индуктивности
В лабораторных условиях и на крупных станциях обслуживания датчики можно проверять с помощью измерителя индуктивности.
Изделие снимается с машины и ставится на подставку, имитирующую работу двигателя. Считается, что датчик находится в хорошем рабочем состоянии, когда индуктивность составляет от 200 до 400 мГн. При этом измеряется сопротивление катушки, пробой обмотки или поломки корпуса не допускается.
С помощью осциллографа
Для проверки с помощью осциллографа необходимо:
- Установите устройство в моторном отсеке или на подставке рядом с автомобилем.
- Подключите датчики к разъему датчика, не нарушая целостности изоляции и резиновой прокладки.
- Запустите двигатель, осциллограф отобразит текущую форму импульса. Проверьте работу датчика при различных нагрузках и сравните график с эталонной кривой. При обнаружении отверстий или отклонений датчик считается неисправным и подлежит замене. Процедура проводится в условиях сервисных центров с аналогичным оборудованием. В домашних условиях осциллограф используется редко.
Осциллограф поможет определить работоспособность ДПКВ.
Проверка мультиметром
Для проверки мультиметром необходимо установить прибор в режим определения сопротивления. Датчик коленчатого вала необходимо снять с двигателя или отключить кабель от бортовой сети автомобиля. Перед началом работы необходимо уточнить распиновку вилки, после чего подключить щупы.
Если параметр правильный, обмотка считается исправной. Для дальнейшего контроля необходимо поднести к сердечнику металлический предмет, имитируя вращение диска. Сопротивление изменится, что является косвенным признаком правильной работы датчика положения коленчатого вала.
Дополнительный тест включает измерение напряжения на выходах датчиков. Прибор переключают в режим вольтметра и подключают к блоку, затем коленчатый вал скручивают стартером. Работающий датчик покажет напряжение не менее 0,3В (параметр зависит от производителя). В противном случае потребуется проверка соединительной разводки или установка нового ДПКВ.
С помощью мультиметра измерить сопротивление обмотки датчика коленчатого вала.
Гаечным ключом
Для быстрой проверки можно использовать любой стальной предмет (например, гаечный ключ или отвертку). Снимите датчик с сиденья, включите систему зажигания и несколько раз приведите инструмент в центр. При каждом касании вы будете слышать гудение электрического бензонасоса, расположенного в баке. Для улучшения слышимости потребуется сложить ряд задних сидений и слой ковролина; в некоторых случаях потребуется второй человек.
Видео:Замена датчика положения коленвала на ВАЗ 2110, Калине, Гранте, Приоре, 2112 и 2114Скачать
Способы устранения проблем
Отремонтировать поломку автовладелец может:
- удалите загрязнения органическим растворителем и мягкой щеткой;
- проверка и ремонт проводки и разъема;
- установка нового ДПКВ, соответствующего характеристикам штатного элемента.
Очистка датчика коленвала
Одна из наиболее частых причин выхода из строя — грязь на сердечнике и диске. Толстый слой масла и пыли ухудшает условия работы, что приводит к неправильному определению угла поворота коленчатого вала.
Датчик коленчатого вала необходимо периодически чистить.
Для стирки используйте бензин и мягкую щетку или салфетку, с помощью которых аккуратно очистите элементы конструкции. Если процедура не смогла восстановить работу, датчик неисправен и требует замены.
Одновременно следует осмотреть диск, повреждение или износ зубьев является причиной неисправности датчика.
Обрыв провода
Вибрация может повредить проводку; на срок службы кабеля влияет положение вилки относительно корпуса датчика. Избыточное напряжение разрывает тонкие медные провода, и сигнал от чувствительного элемента не достигает блока управления.
Проверить кабели тестером, выявить неисправный участок и произвести ремонт. При поломке корпуса датчика необходимо будет приобрести и установить новый ДПКВ.
Обработка контактов
Влага или дорожные реагенты, попавшие в разъем, могут быть причиной неисправности. Для восстановления работы отключите провод; для упрощения обслуживания датчик можно снять с двигателя.
Металлические контакты очищаются специальным спреем, который растворяет грязь и следы коррозии, а также предотвращает оседание влаги при дальнейших операциях. Если порвана пломба, отвечающая за герметичность разъема, необходимо будет установить новые заглушки или поменять ДПКВ.
Полная замена датчика
При возникновении необратимых повреждений (например, разрушение корпуса или поломка обмотки) элемент необходимо будет заменить. Для его снятия отверните гайку или болт крепления картера или кронштейна, затем отсоедините разъем жгута проводов. Поменять датчик в гараже можно за 10-15 минут, никаких специальных инструментов не требуется. Новый элемент подбирается по каталогам производителей, сборка производится в обратной последовательности. Расстояние между наконечником сердечника и диском устанавливается автоматически, регулировка не требуется.
💡 Видео
Признаки неисправности и расположение датчика коленвалаСкачать
Как проверить датчик коленвала, не выходя из машины, без приборовСкачать
Неисправный датчик положения коленчатого вала, как он себя проявляет.Скачать
как работает датчик коленвала, как эбу понимает, что в двигателе пропуски?Скачать
Неисправный датчик положения коленчатого валаСкачать
Устройство и принцип работы датчика коленвалаСкачать
КАК БЫСТРО и ПРОСТО проверить любой ДАТЧИК АВТОМОБИЛЯ или РАБОЧИЙ СВОИМИ РУКАМИСкачать
Киа Сид (Kia Ceed). Чиним тахометр. Замена датчика положения коленвала.Скачать
Как проверить датчик коленвала мультиметром, не снимая.Скачать
Проверка датчика коленвала мультиметромСкачать
ДАТЧИК КОЛЕНВАЛА. Проверяем без приборов!Скачать
Датчик коленвала, 5 способов проверки ДПКВСкачать
Как проверить дпкв (датчик положения коленчатого вала) ВазСкачать