Одним из важных условий безопасности является состояние тормозной системы автомобиля. Ремонт, замена или обслуживание тормозов в случае задержки может быть очень дорогостоящим. Для предотвращения возможных поломок достаточно быстрой ежедневной проверки деталей тормозной системы и состояния тормозной жидкости в бачке.
Если вы подозреваете, что что-то не так:
- на приборной панели загорается сигнальная лампа неисправности тормозов,
- уровень тормозной жидкости в бачке падает,
- при нажатии на педаль в ней видны пузыри,
- следы тормозной жидкости на асфальте после ночной остановки,
- треснутые или сильно зажатые шланги и шланги тормозного контура,
- педаль вышла из строя (или наоборот стала слишком тугой),
- эффективное торможение начинается только со второй или третьей «веревки»,
- при работающем двигателе отчетливо слышно шипение и шум со стороны вакуумного усилителя.
Не сомневайтесь ни на минуту, что вашему автомобилю требуется срочный ремонт тормозной системы.
Если со стороны тормозной системы наблюдается хотя бы один из описанных выше симптомов, необходимо прекратить движение. Запрещается использовать автомобиль с неработающим стояночным тормозом. Автомобиль с неработающим «ручным тормозом», стоящий даже на небольшом уклоне, может представлять серьезную опасность для окружающих. Между тем, некоторые автомобилисты пренебрегают проблемой «недержания» стояночного тормоза. Такое безответственное отношение к тормозной системе автомобиля (а это самая важная система, обеспечивающая безопасность) может иметь серьезные последствия, так как в случае возможного отказа работающей тормозной системы стояночный тормоз можно использовать для остановки автомобиля.
Вердикт здесь только один: немедленно ремонтировать! Здесь возникает дилемма: обнаружив неисправность, отремонтировать неисправный блок тормозной системы или заменить его полностью? В понятие ремонта входит очистка от грязи и отложений, мойка и оценка состояния поверхностей и рабочих деталей с последующей заменой изношенных и неисправных.
Альтернативой ремонту является полная замена неисправных узлов, агрегатов на новые или договорные в зависимости от их редкости и рыночной стоимости. К тому же на многих СТО и на специализированных форумах не утихает борьба между сторонниками ремонта неисправных узлов тормозной системы и сторонниками комплексной замены.
Сторонники ремонта или замены отчасти правы по-своему. Старым и изношенным деталям нет места в тормозной системе. Ни для кого не секрет, что покупка контрактных запчастей — это как пройти через минное поле. А контрафактной продукции на аналоговом рынке более чем достаточно. Однако речь идет не о приклепке тормозных колодок или замене узла ГТЦ на вакуумный усилитель, а о более разумном и экономичном (не путать с экономичным) подходе к ремонту тормозной системы.
Ниже мы поговорим о том, с какими наиболее частыми проблемами вы сталкиваетесь при ремонте или замене отдельных компонентов тормозной системы.
- Главный тормозной цилиндр
- Вакуумный усилитель тормозной системы.
- Контуры тормозной системы
- Регулятор тормозных усилий
- Регулятор давления тормозной системы
- Электронные компоненты тормозной системы
- Суппорты тормозов, цилиндров. Тормозные колодки и накладки. Механизмы дисковых и колодочных тормозов.
- Механизмы стояночного тормоза.
- Тюнинг тормозной системы
- 💡 Видео 📽️
Главный тормозной цилиндр
Самая частая проблема тормозной системы — износ сальников, реже самого поршня или возвратных пружин. Небрежное отношение к чистке тормозной жидкости и ее преждевременная замена может привести к повреждению поршня и манжет. Другой сопутствующей проблемой может быть утечка тормозной жидкости в вакуумный усилитель через поврежденные манжеты и прокладки. В этом случае наблюдается снижение уровня жидкости в емкости при внешнем отсутствии подтеков.
Другой распространенной проблемой может быть утечка воздуха из-за негерметичных соединений контура. В этом случае наблюдается незначительное проникновение жидкости. Иногда тормозная жидкость может вытекать через разбитый расширительный бачок. Еще одна не менее серьезная проблема может заключаться в заклинивании штока, связанного с педалью тормоза. Необходимость замены группы ГТЦ можно определить исключительно в условиях мастерской на спецтехнике. Если на внутренней поверхности цилиндра есть опасности, зазубрины и царапины, его необходимо безоговорочно заменить.
В других случаях, за исключением сильного износа рабочих поверхностей и развития «эллиптического» поршня, необходимо заменять только резиновые манжеты. Это значительно снижает стоимость самого ремонта. Также необходимо заменить треснувший резервуар для жидкости. Утечки через стыки можно устранить, затянув специальным ключом. Использование герметиков или прокладок в соединениях тормозной системы не допускается.
Видео:Тормозная система автомобиля Устройство и особенности работыСкачать
Вакуумный усилитель тормозной системы.
Неисправность вакуумного усилителя сложно спутать с чем-то другим. Если усилие на педали тормоза значительно увеличилось, в первую очередь следует проверить обслуживание БУ. Для проверки работоспособности вакуумного усилителя рекомендуется запустить двигатель автомобиля, дать ему поработать около 1-2 минут. Затем несколько раз нажмите педаль тормоза. С исправным вакуумным усилителем первые 3-5 нажатий пройдут легко.
Поскольку принцип работы ВУ основан на подборе разрежения из впускного коллектора двигателя, при нарушении герметичности его диафрагмы может наблюдаться снижение мощности и увеличение расхода топлива. При значительном повреждении диафрагмы ЦТ при работающем двигателе будет отчетливо слышно шипение, особенно при нажатой педали. Вместе с уплотнением мембраны вакуумного усилителя проверьте целостность труб и их соединений.
Если проблема утечки в трубке, ее необходимо заменить. Иногда может быть утечка тормозной жидкости в корпус БУ из главного тормозного цилиндра. ГТЦ подлежит обязательному ремонту, а сознательно ремонтируемый «пылесос» необходимо мыть мягким моющим средством (не бензином!). Подавляющее большинство современных вакуумных усилителей имеют неразъемный корпус и не подлежат ремонту. Поэтому неработающий «пылесос» необходимо заменить.
Видео:Принцип работы тормозной системыСкачать
Контуры тормозной системы
Желательно периодически проверять состояние тормозных трубок и шлангов. Резиновые шланги с трещинами, разводами и коррозией следует немедленно заменить. Если есть небольшая утечка через соединения, вы должны сначала попытаться устранить ее, плотно затянув. Если это не помогает, замените, желательно обе соединяемые детали. Небольшие вмятины и царапины на контурных трубах, а также трещины на пластиковом креплении вовсе не повод для паники.
Главное, чтобы контуры оставались проницаемыми для жидкости. Редко, но затормаживаются тормозные магистрали. В большинстве случаев ремонт сводится к очистке и промывке всех элементов тормозной системы с последующим удалением воздуха из контуров. Если на тормозной магистрали ничего нет, кроме грязи, а ее контуры выполняют свое основное назначение — оказывают давление на тормозные механизмы колес, то будьте уверены — они не будут нуждаться в ремонте и замене долгое время.
Видео:Как устроена антиблокировочная система тормозов (АБС)Скачать
Регулятор тормозных усилий
В большинстве автомобилей регулятор тормозных сил или «волшебник» расположен возле задней оси. Его основное предназначение — распределять усилие между передними и задними колесами при торможении. Это связано с тем, что при торможении центр тяжести автомобиля падает на передние колеса. Это разгружает задние колеса. Основное предназначение регулятора — предотвратить блокировку задних колес, делая машину более управляемой. Обычно «колдун» работает по принципу курка: передает давление на задние колеса или блокирует его.
Его принцип действия основан на перемещении клапанов, которые позволяют создавать давление жидкости на контуры задних колес при изменении положения кузова. Основные неисправности: заклинивание в любом положении. Если регулятор застрял в открытом положении или его рычаг неисправен / не отрегулирован, все колеса блокируются при торможении. В результате машина при торможении заносит и едет боком. Заклинивание в закрытом положении или поломка / неправильная регулировка рычага приводит к полному освобождению задних колес. Перед заменой регулятора тормозного усилия убедитесь, что он исправен.
Для этого задние колеса автомобиля навешивают на домкраты или подъемник. Затем необходимо нажать рычаг «мастера» до упора и попросить помощника нажать на педаль тормоза. Если с утопленным рычагом оба колеса можно повернуть вручную и после отпускания рычага они надежно заблокируются, то проблема в регулировке самого рычага. Если ничего не меняется, а колеса также заклинивают или вращаются свободно, проблема в механизме регулятора. При обнаружении заклинивания поршней, поломки возвратных пружин, износа и механических повреждений деталь подлежит замене в комплекте. Если «волшебник» застрял из-за грязи и отложений, стоит очистить, помыть и заменить резиновые детали. После ремонта необходимо промыть и удалить воздух из всех магистралей тормозной системы.
Видео:Как ОДНОМУ прокачать тормоза? Проверка лайфхакаСкачать
Регулятор давления тормозной системы
Эта коварная деталь может сбить с толку даже опытного механика с его прихотями. Принцип работы регулятора основан на выравнивании давления двух отдельных контуров тормозной системы. При снижении давления в одном из контуров, например, из-за разгерметизации, рабочие поршни устройства перемещаются под давлением рабочего контура и замыкают неисправный, тем самым предотвращая утечку жидкости из тормозной системы.
В некоторых моделях автомобилей сигнальный концевой выключатель установлен на регуляторе давления, который электрически связан с лампочкой на приборной панели. Поршни и штоки регулятора давления должны вернуться в исходное положение, когда давление в обоих тормозных контурах выровняется. В других моделях автомобилей положение поршней регулятора всегда необходимо регулировать, даже при плановой замене тормозной жидкости и при удалении воздуха из контуров. А если регулятор нельзя отрегулировать, его следует заменить.
Видео:Как работают ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА❓Принцип работы суппорта ❗️Устройство тормозной системы❗️Скачать
Электронные компоненты тормозной системы
Если в механических системах все более-менее понятно, то для выявления его неисправностей необходимо специализированное оборудование. Особо продвинутые пользователи могут приобрести специальный адаптер для своей модели автомобиля, а также программное обеспечение и самостоятельно протестировать электронное оборудование своего автомобиля. Однако, имея простую технику в виде цифрового мультиметра или указателя с возможностью измерения сопротивления, можно проверить работу датчиков вращения колес ABS.
Для этого аккуратно отсоедините разъемы датчика, затем измерьте его внутреннее сопротивление, а также наличие замыкания катушки датчика на корпус. Если сопротивление контактов меньше 1 — 1,5 кОм, датчик необходимо заменить. Наличие сопротивления между контактами и металлическим корпусом датчика менее 1,5 кОм свидетельствует о коротком замыкании обмотки датчика на массу автомобиля. Работоспособность системы ABS можно оценить во время тест-драйва.
Для этого на ровной гладкой поверхности разогнать машину до скорости 30-40 км / ч, после чего резко нажать на педаль тормоза. Наличие ритмичных ударов педали тормоза с частотой 8 — 12 раз в секунду и прерывистый тормозной след на всех колесах говорит о полной функциональности всех систем ABS.
Видео:Как работает барабанный тормоз?Скачать
Суппорты тормозов, цилиндров. Тормозные колодки и накладки. Механизмы дисковых и колодочных тормозов.
Приводы тормозной системы требуют особого внимания, так как выдерживают все механические и термические нагрузки. Если жидкость вытекает из тормозных цилиндров, их необходимо немедленно заменить. Не питайте иллюзий по поводу замены эластичных манжет. На всех остальных частях тормозной системы не должно быть трещин, задиров и других механических повреждений.
Образование буртика на барабанах и тормозных дисках, превышающего предельно допустимые размеры, также является прямым сигналом к их замене. На таких автомобилях, как Peugeot, оригинальные тормозные диски сделаны из мягкого металла и довольно быстро изнашиваются, примерно каждую секунду замена тормозных колодок, тормозные диски тоже нужно менять, так как износ не должен превышать миллиметра с каждой стороны.
Иногда на тормозных суппортах передних и задних дисковых колес образуется скопление грязи и нагара. Это отнюдь не показатель их замены. Их поверхность достаточно тщательно очистить металлической щеткой, стараясь не задеть тормозные шланги. Утечка из цилиндров суппорта — прямое указание на их замену. Все возвратные пружины, держатели колодок, накладки, распорные стержни должны быть защищены от коррозии.
Если на вышеперечисленных деталях есть слой ржавчины, его следует очистить щеткой или химическим преобразователем. Толстый слой ржавчины на механизмах — прямое указание на ее замену. Обязательно проверьте степень износа тормозных колодок и колодок. В некоторых моделях специальные механизмы предупреждают водителя о необходимости замены вкладышей мучительным скрипом и скрипом. В любом случае эти детали необходимо периодически проверять. Электроды и электроды являются расходными материалами и должны периодически заменяться. Для оценки состояния в некоторых моделях достаточно повернуть переднее колесо наружу.
На других моделях колесо необходимо будет снять. В моделях автомобилей с задними ободными тормозами обычно есть специальные смотровые отверстия с резиновыми заглушками. В некоторых моделях автомобилей с задним и полным приводом (4WD) возможно снижение эффективности торможения задних колес, вплоть до полного ее исчезновения. Часто это происходит из-за износа сальника приводного вала и попадания трансмиссионного масла на барабан и тормозные колодки. Не рекомендуется заменять масляные накладки на новые. Их и барабан достаточно тщательно промыть специальным очистителем, но не бензином или другими органическими растворителями.
Видео:Как работает тормозная система и вакуумный усилитель.Скачать
Механизмы стояночного тормоза.
Если стояночный тормоз не обеспечивает неподвижность автомобиля на уклоне 25-35%, требуется его ремонт или регулировка. Механизм регулировки обычно расположен непосредственно внизу рычага стояночного тормоза. Если известно, что механизмы находятся в хорошем состоянии, достаточно нескольких оборотов регулировочной гайки. Если настройки не помогли, нужно проверить все компоненты по отдельности.
Гидравлическую парковочную систему проверяют аналогично основной на герметичность из рабочего цилиндра и магистрали. Если утечек нет, рекомендуется удалить воздух. В механическом блоке обязательно проверьте состояние кабелей. Иногда не работает стояночный тормоз из-за обрывов или заклинивания гильз. Ослабленные и порванные кабели необходимо заменить. Иногда «ручник» не держит машину из-за сильного износа или масла из тормозных колодок.
В этом случае стоит заменить поврежденные или изношенные детали. Стояночный тормоз должен быть отрегулирован таким образом, чтобы в его крайнем нижнем положении было обеспечено свободное вращение колес без трения колодок или накладок о поверхность барабана или диска.
При проведении диагностических и ремонтных работ узлов и агрегатов тормозной системы необходимо тщательно оценить работоспособность, степень износа и ремонтопригодность проверяемой детали. Это позволит произвести надежный ремонт с минимальными затратами.
Видео:Автомеханик Тормозная системаСкачать
Тюнинг тормозной системы
Если вы настроите тормозную систему, вы сразу заметите изменения в своей машине. Следует отметить основные из них:
- рабочие поверхности будут взаимодействовать на большей площади, а значит, эффективность торможения улучшится;
- дисковый диск — установка барабанного диска на задние колеса не требуется. Не забывайте тормозную нагрузку и ее отношение к колесам. В противном случае автомобиль может занести;
- многопоршневой суппорт — этот момент поможет улучшить тормозную систему. Благодаря такому усовершенствованию тормозная система будет реагировать на малейшее прикосновение к педали тормоза;
- вакуумный усилитель. Это повысит давление жидкости в тормозной системе.
Также следует отметить возможность замены тормозной жидкости. Использование продуктов с высокой термостойкостью положительно скажется на тормозной системе.
Есть много вариантов, которые помогут улучшить тормозную систему вашего автомобиля. По каждому из пунктов вы можете обратиться в студию, где профессионалы не только порекомендуют определенные действия, но и легко воплотят их в жизнь.
💡 Видео 📽️
Главный тормозной цилиндр. Вакуумный усилитель тормозов. НА ПРИМЕРЕ!Скачать
Самостоятельная диагностика тормозной системы | Просто и доступноСкачать
Техническое обслуживание тормозной системы - это безопасность!Скачать
Тормозная система автомобиляСкачать
Тормозная система КамАЗ 5320 (Подробный фильм для студентов)Скачать
Ремонт тормозной системы: разбираем процесс и отвечаем на частые вопросыСкачать
Принцип работы тормозной системыСкачать
Тормозной суппорт устройство, принцип работы и ремонт. Что делать, если заклинило суппорт?Скачать
Простая диагностика тормозной системыСкачать
Сборка передней подвески и тормозов вольво внл / Volvo vnl контактный номер телефона 89823377156Скачать
Тормозная система Brembo для #lexuslx570 #тормоза #тормознаясистема #тюнинг #автосервисСкачать