Статья носит информативный характер и возможно содержит ошибки, рекомендуется автомобилистам, мало знакомым с адсорбером.
1) Что такое адсорбер
Часто путают адсорбер или поглотитель — правильно «адсорбер»…
Емкость с активированным углем очень часто выглядит как бочка (цилиндр) с входным и выходным патрубками
Начнем с определений:
Поглощение (от лат. Sorbeo — Абсорб) — поглощение твердым или жидким телом различных веществ из окружающей среды.
Адсорбция — это скопление чего-либо на поверхности абсорбента.
Адсорбер (от лат. Ad — on, at и sorbeo — абсорб) — устройство для поглощения поверхностным слоем твердого вещества, называемого адсорбентом (активированным углем), растворенных или газообразных веществ (пар топлива), не сопровождаемых химическим веществом реакция
Система контроля выбросов паров бензина (EVAP) предназначена для предотвращения утечки паров бензина в атмосферу.
2) Зачем это нужно?
Пары бензина, образующиеся в баке, поднимаются вверх и через отверстие в горловине бака сначала попадают в сепаратор. Там они конденсируются и стекают обратно в резервуар. Та их часть, которая не успевает превратиться в конденсат, через гравитационный клапан по паропроводу попадает прямо в адсорбер, где поглощается активированным углем. Это происходит, когда двигатель не работает. Электромагнитный клапан переключает режимы работы системы улавливания паров бензина. При выключенном двигателе адсорбер сообщается с атмосферой (пары бензина попадают в адсорбер из бензобака), где они абсорбируются. При запуске двигателя контроллер системы впрыска подает управляющие импульсы на клапан, в результате чего абсорбент продувается. Пары бензина втягиваются в ресивер и сжигаются в камере сгорания.
3) Евро-2 и Россия-83
Возникает вопрос, почему на автомобилях стандарта Россия-83 нет адсорбера, а на автомобилях стандарта Евро-2 и выше?
Сравним две машины — ВАЗ 21083 и ВАЗ Приора, а именно топливную систему:
ВАЗ 21083:
Через выхлопную трубу (15) бак соединен с сепаратором (19), который улавливает пары бензина. Конденсат из сепаратора сливается обратно в емкость. Сепаратор сообщается с атмосферой через двухходовой клапан (21), который предотвращает чрезмерное повышение или понижение давления в топливном баке. Заливная горловина соединяется с баком бензостойким резиновым шлангом, закрепленным хомутами. Заглушка запломбирована.
Те, когда давление в топливном баке повышается или понижается, пары бензина выбрасываются в атмосферу.
Пары топлива, попавшие в сепаратор (16) по трубе из бака, частично конденсируются в нем. Конденсат из сепаратора по трубопроводу отводится обратно в емкость. В верхней части сепаратора установлен гравитационный клапан, предотвращающий утечку топлива из бака при опрокидывании автомобиля. Пары топлива через гравитационный клапан сепаратора и подсоединенный к нему шланг накапливаются в адсорбере (1), когда двигатель не работает. При работающем двигателе и других необходимых условиях клапан (14) сообщает полость адсорбера с дроссельным узлом — и абсорбент продувается: пары бензина смешиваются с воздухом и отводятся через узел дроссельной заслонки в впускной коллектор, а затем в цилиндр двигателя.
Те. Пары топлива накапливаются в адсорбере при работающем двигателе, продуваются клапаном и попадают в ресивер, а затем в двигатель и сгорают.
Нормы Евро-2 запрещают контакт вентиляции бензобака с атмосферой, пары бензина необходимо собирать (адсорбировать) и направлять в баллоны на дожигание при продувке. По нормам Россия-83 контакт вентиляции бензобака с атмосферой не запрещался.
4) Плюсы и минусы адсорбера:
+ атмосфера не загрязнена бесполезными и вредными парами;
+ небольшая экономия топлива, пары бензина не испаряются, а сгорают при работе двигателя.
+ отсутствие стойкого запаха бензина (спорно)
— занимает место в моторном отсеке
— нестабильный холостой ход двигателя с неисправным адсорбером
— стоимость адсорбера
5) Почему некоторые автомобилисты снимают адсорбер
Некоторые автолюбители убирают рабочий адсорбер с фразами: «Не нравится, выкидываю», «от него машина стала медленнее», «расход с ним побольше», «глупость» — на самом деле, рабочий адсорбер на динамику не влияет, расход скорее уменьшится — в общем, полезная вещь.
Другие снимают адсорбер, когда он приходит в негодность; замена не производится из-за дороговизны адсорбера.
Снимается просто: на трубку сепаратора ставится фильтр тонкой очистки (например, от карб. 2108), при этом пары бензина уходят в атмосферу. Трубка клапана закрыта. Исправьте программу проверки двигателя, иначе произойдет отказ двигателя.
Электромагнитный клапан продувки адсорбера является частью системы контроля за выбросами паров топлива (EVAP), которая устанавливается на бензиновых двигателях с системой впрыска. Он служит механизмом улавливания паров топлива и предотвращает их попадание в атмосферу.
- Конструкция и принцип работы детали
- Неисправность клапана продувки – как определить и устранить
- Ремонт электромагнитного клапана – как снять своими руками
- Абсорбер топливный
- Для чего нужен абсорбер в автомобиле
- Устройство автомобильного абсорбера
- Абсорбер состоит из:
- Принцип работы
- Принцип работы и движение паров в системе:
- Клапан абсорбера: для чего нужен и на что влияет
- Признаки неисправностей клапана абсорбера
- Что будет, если убрать клапан абсорбера топливных паров
- Минусы автомобиля без клапана и абсорбера:
- Плюсы машины без клапана и абсорбера:
- 🔍 Видео
Видео:Ошибки адсорбера. Симптомы неисправности и проверка клапана продувки адсорбераСкачать
Конструкция и принцип работы детали
Под воздействием низких температур или при нагревании внутри топливного бака образуются пары бензина, которые поглощаются специальным фильтром-адсорбером. Эти пары накапливаются в системе фильтров и при запуске двигателя направляются во впускной коллектор, где сжигаются вместе с основным количеством топлива. Таким образом, система улавливания паров топлива состоит из нескольких основных частей:
- электромагнитный клапан (Evap-Solenoid);
- гравитационный клапан;
- двухходовой клапан (для двигателей с турбонаддувом);
- угольный адсорбер (фильтрующий элемент системы);
- соединительные трубы.
Когда пары топлива достигают адсорбера, они поглощаются фильтрующим элементом, и при запуске двигателя специальный контроллер посылает сигнал на электромагнитный клапан адсорбера, который немедленно активируется при запуске двигателя.
Сам клапан находится между адсорбером и впускным коллектором и работает только при определенной частоте вращения коленчатого вала, на холостом ходу не активируется системой. Адсорбер соединен с топливным баком тремя элементами, через один из которых пары топлива попадают в адсорбер непосредственно из бака, по другому каналу адсорбер соединен с продувочным клапаном, третий соединен параллельно с фильтрующим воздухом и служит для создания перепада давления в системе, необходимого для продувки. На некоторых моделях автомобилей также есть гравитационный клапан, который служит для предотвращения утечки топлива в атмосферу, например, при опрокидывании автомобиля. На двигателях, оснащенных турбонагнетателем, воздух не выпускается, если турбина работает, поэтому в системе есть дополнительный клапан, называемый двухходовым клапаном. Он служит для перенаправления и создания разреженного давления во впускном коллекторе, когда турбокомпрессор выключен, или в нагнетателе, когда турбина работает.
Видео:Неисправный клапан адсорбера.СимптомыСкачать
Неисправность клапана продувки – как определить и устранить
Теоретически в случае неисправности или неисправности электромагнитного клапана или засорения фильтра адсорбера двигатель теряет мощность и расход топлива постепенно увеличивается. На практике эти изменения менее заметны, но все же присутствуют. Во многом изменения мощности и динамики происходят из-за разгерметизации клапана (Evap-Solenoid) или электронной ошибки в его работе. Это приводит к тому, что впускной коллектор на холостом ходу обогащается парами топлива, что впоследствии может привести к полной потере мощности и остановке автомобиля. Если клапан застревает в определенном положении, например, он не закрывается при выключении двигателя, постепенно это отрицательно скажется на топливной системе, и в частности на бензонасосе, кроме того, на уровне топлива датчик в баке тоже мог выйти из строя. При неправильной вентиляции бензобака внутри постоянно создается разрежение. Со временем топливному насосу становится сложнее перекачивать топливо во впускной коллектор. Система диагностики ошибок или механическая проверка могут помочь определить проблему с клапаном или соединениями.
На современных автомобилях существует несколько классификаций электронных неисправностей систем вентиляции или улавливания паров. Каждый из кодов ошибок записывается в память контроллера и указывает на то или иное электрическое повреждение. Однако система может генерировать ошибки, такие как «превышение предела адаптации топлива». Это означает, что все электромагнитные детали в системе EVAP в порядке, и проблема заключается в грязном или сломанном фильтре. Вы можете проверить это следующим образом: залейте полный бак топлива и откройте крышку бензобака, если при открытой крышке динамика и мощности лучше, чем в герметичном бензобаке, проблема именно в фильтрующем элементе, который должен быть заменены. Для предотвращения проблем с системой вентиляции и вентиляции EVAP в автомобилях с инжекторными двигателями рекомендуется обратить внимание и проверить такие параметры, как:
- качество топлива;
- обслуживание и чистка свечей;
- зарядное устройство;
- работа топливного насоса;
- систематическая диагностика ЭБУ и устранение ошибок.
При настройке микросхемы клапан продувки адсорбера часто заглушается с помощью программных решений или полностью механически удаляется (чаще всего снимается предохранительный клапан высокого вакуума). Это необходимо для того, чтобы не возникали ненужные ошибки в работе клапанов адсорбера в системе ECM, кроме того, работа топливного насоса и счетчика воздуха перестает зависеть от этих деталей, что способствует теоретическому увеличению и практическому увеличению мощность, но это отрицательно сказывается на экологических нормах.
Видео:На что влияет не работающий клапан адсорбераСкачать
Ремонт электромагнитного клапана – как снять своими руками
На разных моделях автомобилей система EVAP работает по одному принципу, описанному ранее в статье, однако клапаны и шланговые соединения разные. Чтобы диагностировать неисправность или заменить электронный клапан, его необходимо снять. Для этого потребуется набор гаечных ключей и отверток и следуйте инструкциям. На большинстве отечественных автомобилей (Lada Kalina, Lada Priora, Granta) и иномарок отечественного производства (Solaris, некоторые модели Skoda) устанавливается система аналогичного типа, с насадками, прикрепленными к пластиковым фиксаторам. Чтобы сразу снять спускной клапан, например, если диагностика показала ошибку электроники в ЭБУ, нужно отсоединить отрицательную клемму от АКБ. Далее следует отсоединить два зажима от соединительных патрубков и отсоединить колодку с проводами. Теперь снимите впускную и выпускную трубы и с помощью гаечного ключа на 13 (или другого размера, в зависимости от конкретной модели автомобиля) открутите два болта крепления кронштейна трубы от коллектора.
Сам клапан снимается в сборе с монтажным кронштейном, и в случае его замены рекомендуется обращать внимание на серийный номер и маркировку деталей, чтобы новый соответствовал оригиналу. Проверить его работоспособность можно своими руками с помощью простого шприца (10 мл) и переходной трубки, которая может быть стандартной трубкой для подачи воздуха. Один конец подсоединяется к шприцу, а другой — к входному штуцеру клапана. Теперь вытяните шприц на максимум и немного подождите. Чтобы понять, создается ли внутри вакуум, вы можете вернуться в исходное положение, отсасывая шприц. В противном случае очень вероятно, что клапан не работает. Далее подключить провод от сети с постоянным напряжением 12 В к соответствующим отверстиям в вентиле, он должен закрываться. Если этого не произошло, значит, он полностью неисправен и необходимо заменить или установить заглушки на подводящие трубы.
Любой двигатель внутреннего сгорания является источником выбросов вредных веществ в окружающую среду. Изобретаются новые и совершенствуются старые методы для уменьшения вредных выбросов. Экологический класс сегодня — это репутация автопроизводителя. Например, чтобы соответствовать экологическому классу двигателей Euro 3, необходимо установить в конструкции автомобиля улавливающее устройство, которое будет гарантировать более низкие выбросы CO2.
Видео:Как проверить клапан продувки адсорбера, типичные признаки неисправностиСкачать
Абсорбер топливный
Абсорбер — это устройство, поглощающее газы и пары, выходящие из топливного бака в результате нагрева и испарения. Sorbeo в переводе с латыни означает поглощать.
Когда двигатель внутреннего сгорания автомобиля работает, захваченные пары направляются в систему впрыска топлива, во впускной коллектор.
Когда двигатель не работает, часть паров топлива улавливается сепаратором и возвращается в бензобак, а часть улавливается поглотителем паров топлива, где они нейтрализуются.
Для чего нужен абсорбер в автомобиле
Автомобильный топливный абсорбер появился при установлении экологического класса двигателя Евро-2. Экологические нормы не допускают попадания паров бензина в атмосферу, так как это значительно загрязняет окружающую среду. Пары топлива не должны попадать в автомобиль.
Такой системы фильтров нет в автомобилях с карбюраторами. Амортизаторы стали устанавливать на автомобили с инжекторными двигателями внутреннего сгорания.
Видео:Адсорбер. Зачем нужен, как работает, как проверить.Скачать
Устройство автомобильного абсорбера
Проще говоря, структура абсорбера представляет собой пластиковую банку, заполненную фильтром и улавливающим элементом. Лучшим веществом для улавливания и нейтрализации паров топлива является активированный уголь.
Абсорбер состоит из:
- Разделитель. Сепаратор улавливает пары бензина и отправляет их обратно в топливный бак.
- Гравитационный клапан. Гравитационный клапан защищает от избытка топлива в случае опрокидывания автомобиля. Клапан блокирует движение топлива.
- Измеритель давления. Датчик давления выполняет важную функцию: он контролирует давление паров в топливном баке. При достижении максимально допустимого давления в баке датчик открывается и сбрасывает давление.
- Фильтрующий элемент (активированный уголь). Фильтрующий элемент в автомобильном поглотителе — неочищенный уголь. Крупные зерна позволяют парам проходить через слой угольной пыли и конденсироваться.
- Соединительные трубы. Соединительные трубы служат для соединения всех элементов конструкции.
- Соленоидный клапан. Электромагнитный клапан изменяет способ улавливания паров топлива.
Видео:Клапан Адсорбера. Проверяем без приборов.Скачать
Принцип работы
Одним из важнейших элементов конструкции абсорбера является электромагнитный клапан, от работы которого зависит работа всей системы очистки.
Схема ВАЗ 2110
Принцип работы и движение паров в системе:
Пары бензина поднимаются в топливный бак и улавливаются сепаратором, который соединен с датчиком силы тяжести. Датчик силы тяжести обеспечивает безопасность, не позволяет горючему вытекать из бака в случае аварии, оборотня. Пары, захваченные в сепараторе, конденсируются (становятся жидкими) и возвращаются в топливный бак.
Остальные пары топлива попадают в абсорбер, где накапливаются и нейтрализуются. Накопление в абсорбере происходит при выключенном двигателе!
После запуска двигателя внутреннего сгорания автомобиля электромагнитный клапан открывается и соединяет полости абсорбера с впускным коллектором или дроссельной заслонкой (в зависимости от конструкции). Процесс ликвидации начинается! Воздух с дороги попадает через дроссельную заслонку и смешивается с парами топлива. Далее эта смесь направляется во впускной коллектор, откуда поступает в цилиндры. Таким образом происходит дожигание паров топлива из абсорбера.
Видео:Зачем нужен адсорбер и как работает клапан адсорбераСкачать
Клапан абсорбера: для чего нужен и на что влияет
Клапан в абсорбере — это технически простое устройство, которое работает по-разному в зависимости от того, работает двигатель или нет. Как и все клапаны, он должен открываться и закрываться.
Признаки неисправностей клапана абсорбера
Существует несколько признаков и симптомов, по которым можно определить техническое состояние клапана:
- Указатель уровня топлива показывает, что бак полный или пустой.
- После запуска двигателя через 5-10 мин обороты начинают колебаться.
- На холостых оборотах при нажатии на педаль машина начинает глохнуть.
- Двигатель не набирает обороты во время движения. Разгоняться надолго.
- При открытии крышки бензобака слышно разрежение, слышен свист.
- Увеличился расход топлива.
- На холодном (когда двигатель работает, но еще не прогрелся) слышен толчок шока, как будто стучат клапана.
Причина выхода из строя абсорбера далеко не всегда клапана. Это могло быть сильное загрязнение абсорбирующего элемента, в данном случае углем. Газы должны плавно проходить сквозь угольные гранулы и там конденсироваться.
Клапан очень экономичный. Следовательно, возможно изменение при обнаружении признаков неправильной работы двигателя. Также можно своими руками заменить фильтрующий элемент адсорбера: разобрать, залить старый уголь, налить новый уголь в крупные гранулы.
Видео:подсос через клапан обсорбера плохой запуск двигателя.Скачать
Что будет, если убрать клапан абсорбера топливных паров
Можно ли снять клапан полностью? Есть те, кто так думает, что из-за клапана увеличивается расход топлива и машина медленнее разгоняется.Ведь если адсорбер с клапаном в хорошем состоянии, то ДВС наоборот работает как часы и расход топлива на оптимальном уровне. Экономия не так заметна за счет дожигания остатков паров топлива, но и в атмосфере выбор меньше.
На вопрос, можно ли полностью снять клапан абсорбера? Ответ — да, можно. На двигатель не влияет его наличие или отсутствие. Это влияет только на то, если он установлен и неисправен.
Минусы автомобиля без клапана и абсорбера:
- запах бензина в салоне;
- загрязнение окружающей среды;
Плюсы машины без клапана и абсорбера:
- под капотом больше места (может кому-то это важно);
- нет необходимости менять абсорбер и клапан.
Владельцы карбюраторных машин, я полагаю, помнят, как в салоне машины часто пахло бензином, из-за чего у некоторых болит голова. Только для этого уже лучше не снимать клапан и абсорбер, а оперативно менять в случае поломки.
В этом видео адсорбер ВАЗ 2107: разборка, неисправности, снятие.
Что будет, если снять адсорбер на примере инжектора ВАЗ 2107.
Адсорбер в машине: зачем он нужен, как проверить.
Увеличился расход топлива. Причина — продувочный клапан.
Клапан адсорбера Mazda Demio (Мазда Демио).
🔍 Видео
Расход топлива упадет, если поменять этот клапанСкачать
КАК ПРОВЕРИТЬ КЛАПАН АДСОРБЕРАСкачать
Большой расход бензина? Расход бензина на газу? Причина – клапан продувки абсорбера (КПА)!Скачать
Замена клапана адсорбера/Калина/Гранта/Быстро и Просто!Скачать
Полная проверка адсорбера и электромагнитного клапана продувки, признаки его неисправностиСкачать
Ошибка Р0441 на примере Гранты.Скачать
Клапан продувки адсорбера LADAСкачать
Адсорбер - в топку! Система улавливания паров топлива ВАЗ 2110Скачать
Заглушил клапан одбсорбера Hyundai accentСкачать
Удаляем клапан адсорбера без прошивки.Скачать
Как удалить АДСОРБЕР и клапан адсорбера. Плавают обороты, глохнет двигательСкачать
Диагностика и ремонт клапана продувки адсорбера KIA RIO III на пробеге 333 тыс.Скачать